суббота

Понятие «бермудский антициклон» появилось гораздо раньше.

 Чем выражение «Бермудский треугольник». Бермудский антициклон — это область солнечной погоды и повышенного давления атмосферы, которая соседствует с зоной действия тропических циклонов. Поэтому различные природные процессы в ней происходят особенно бурно и непредсказуемо. И недаром здесь часто случаются авиакатастрофы. Вполне логично объяснить их коварством воздействия невидимых вихрей, движущихся над обманчивым при поверхностным солнечным покоем.

Американские ученые из упоминавшегося выше Научного центра еще в середине 1970‑х годов установили два механизма возникновения водяных смерчей. Первый — это вышеописанный механизм. Перегретый воздух поднимается от водной поверхности вверх, образуя вращающиеся колонны. Когда одна из таких колонн достигает подножия кучевого облака, то возникает водяной смерч.
Второй механизм срабатывает значительно реже, зато смерч в этом случае получается более мощным. Нижняя часть кучевого облака, получив начальное вращение, образует вихрь, который, постепенно ускоряясь и разрастаясь, вытягивается по направлению к Земле. Теплый воздух охлаждается при расширении, и из него выпадает влага, капельки которой делают ствол смерча видимым. Выделяющееся при конденсации тепло увеличивает мощность вихря, и, когда он достигает поверхности воды, подножие водяного смерча окутывается облаком брызг.
Такие смерчи представляют опасность для малых судов Именно об этом пишет директор Национального центра Р. Симпсон:
«Даже суда в 30‑40 футов длиной могут быть захвачены таким смерчем, повреждены или разломаны на части. Создаваемый смерчем ветер, скорость которого может достигать 130 миль в час, доделывает разрушительную работу».
Особо отметим, что большую опасность для судов представляет также резкий перепад давлений в центре и на периферии смерча, который может буквально их взрывать.
В Бермудском треугольнике есть место, где появление водяных смерчей — самое обычное явление. Это район около полуострова Флорида. В 1969 году там было зарегистрировано около 400 водяных смерчей. По данным Научного центра, они чаще всего возникали в период с мая по октябрь. Наиболее благоприятное для их возникновения время дня с 11.30 до 13.00 и с 16.30 до 18.30 часов местного времени. Среднее время жизни отдельного смерча составляло 12 минут, а наиболее мощные из них, с диаметром ствола воронки от 75 до 100 метров, могли существовать до 30 минут.
За это относительно небольшое время они могут наделать много бед. Один из таких смерчей, образовавшийся 7 июня 1968 года, утопил двенадцать малых судов и нанес ущерб на 100 тысяч долларов. Поскольку водяные смерчи возникают очень быстро, экипажу судна остается не более пяти минут для того, чтобы принять меры для спасения людей и находящегося на борту имущества.
Наблюдения как с Земли, так и из космоса за тропическими ураганами 1974 года показали, что самыми разрушительными являлись ураганы, развивавшиеся именно над самыми теплыми в Атлантическом океане водами, которые находятся северо‑запад нее течения Гольфстрим. Так, ураган «Фифи», выйдя с акватории Карибского моря в западном направлении, опустошил значительную часть территории республики Гондурас, унеся с собой более 10 тысяч человеческих жизней.
Обычно говорят, что на воде следов не остается. Однако ураганы, проносящиеся над Бермудским треугольником, в верхнем слое океана оставляют так называемые термические следы, которые охлаждают его на несколько градусов. Причем, оказывается, эти следы существуют не только в поверхностном слое, а распространяются до глубины по крайней мере 500 метров.
Так, при прохождении урагана «Элла», который пересек район Бермудского треугольника в конце августа 1978 года, когда там находилось наше научно‑исследовательское судно «Академик Курчатов», температура воды на поверхности понизилась более, чем на 2,5°. Любопытно и то, что «полоса холодной воды», образовавшаяся после прохождения «Эллы», сохранялась еще двадцать дней, хотя течение отнесло ее на 40 километров южнее.
И в заключение хочется рассказать о таком природном явлении, как «нисходящий атмосферный взрыв» (НАВ).
В 1975 году над Карибским морем произошла авиационная катастрофа, официально приписанная ошибке пилота. Однако впоследствии, после изучения всех ее обстоятельств, метеоролог Т. Фудзита из Чикагского университета пришел к выводу, что причиной катастрофы было неизвестное прежде явление — внезапно возникающий стремительный поток воздуха, который движется к поверхности Земли со скоростью от 80 до 100 километров час.
Такой «нисходящий атмосферный взрыв» захватывает участок атмосферы шириной в несколько километров. Это явление может происходить в любое время суток и сезон года, но чаще всего в более жаркий период. Продолжительность его около 15 минут, а скорость горизонтального перемещения составляет от 30 до 100 километров в час. Оно может сопровождаться грозой, ураганом или смерчем. Кстати, замечено, что примерно половина всех смерчей сочетается с «нисходящими атмосферными взрывами».
«Капризность» в поведении смерчей, как предполагается, объясняется «нисходящими атмосферными взрывами». Без таких «нисходящих атмосферных взрывов» смерчи перемещались бы над поверхностью Земли в основном по прямой линии. С другой стороны, если мощность «нисходящего атмосферного взрыва» достаточно велика, он может приводить и к ликвидации смерча.
Аэрофотосъемка показывает, что полоса, охваченная воздействием «нисходящего атмосферного взрыва», обычно бывает на 15‑20 километров шире, чем полоса, подвергшаяся разрушительному действию смерча. Характерно, что в первом случае пострадавшие сооружения выглядят «сокрушенными», а во втором — разметанными во все стороны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий